решения

Система интервального регулирования движения поездов (СИРДП)

СИРДП — КОМПОНЕНТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА: надежность, безопасность и эффективность

Система СИРДП состоит из стационарной части и комплекса бортовых систем на локомотиве — контроля и управления движением, обмена данными по радиоканалу, определения местоположения поезда, измерения скорости и пройденного пути, расчета параметров движения и кривых скорости при торможении, контроля целостности поезда и др.

КОМПОНЕНТЫ СИРДП

Центр радиоблокировки играет ключевую роль в системе СИРДП, контролируя текущую поездную ситуацию и выдавая разрешения на движение поездов в зависимости от местоположения и скорости впередиидущего поезда, а также от других параметров. Он тесно интегрирован с центральным процессором МПЦ и строится на той же аппаратной платформе.

Обмен информацией между центром радиоблокировки и поездом осуществляется через базовые станции цифровой системы радиосвязи, которые размещены вдоль линии таким образом, что обеспечивают двойное перекрытие радиосигналом всей линии. СИРДП допускает применение разных цифровых систем радиосвязи, что позволяет учитывать специфику конкретной железной дороги. В частности, проекты в Казахстане и Монголии предусматривают обмен информацией между поездом и центром радиоблокировки через сеть радиосвязи стандарта TETRA.

Для работы СИРДП с подвижными блок-участками на перегонах достаточно установить только пассивные приемоответчики (реперные датчики). Информация с датчиков считывается бортовой антенной при проходе поезда и служит для корректировки погрешности измерения пройденного пути локомотивным устройством.

Бортовая система безопасности СИРДП на локомотиве включает в себя процессорный модуль, модуль скорости и пройденного пути, интерфейс с локомотивным оборудованием, приемный и антенный модули для считывания информации с реперных датчиков, датчики скорости и дисплей машиниста, а также радиомодем и антенну GPS и радиоканала.

В состав бортового оборудования входят также два полукомплекта системы контроля целостности поезда СКЦП, один из которых закрепляется на хвостовом вагоне. Они непрерывно контролируют давление в тормозной магистрали и при его падении ниже заданного уровня инициируют передачу аварийного сигнала в центр радиоблокировки.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Значительное повышение пропускной способности линии за счет реализации концепции подвижных блок-участков.
  • Повышение безопасности движения поездов и маневровой работы за счет ограничения места и скорости маневров. 
  • Возможность установки и снятия временных ограничений скорости движения поездов.
  • Существенное снижение затрат на инфраструктуру — на перегонах нет необходимости в установке светофоров, рельсовых цепей или счетчиков осей и укладке соответствующих кабелей.
  • Cокращение эксплуатационных расходов.
  • Минимизация инвестиций и их быстрая окупаемость при новом строительстве и модернизации железнодорожных линий.
  • Использование централизованной электронной карты участка, которая хранится в базе данных центра радиоблокировки и автоматически передается на локомотив по радиоканалу в соответствии с замкнутым маршрутом.
  • Улучшение условий труда машиниста — система непрерывно контролирует ситуацию и оказывает помощь в принятии решений, отображая необходимые данные на эргономичном дисплее.
  • Непрерывный контроль целостности поезда.
  • Наращиваемая модульная архитектура системы — возможность расширения функций в будущем. 
  • Микроэлектронная элементная база.
  • Гибкость технических решений по организации движения поездов с применением фиксированных или подвижных блок-участков.
  • Определение местоположения поездов бортовыми средствами одометрии с корректировкой при помощи пассивных реперных датчиков и/или систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. 
  • Возможность применения разных сетей связи (ВОЛС, цифровые системы радиосвязи разных стандартов) для обмена информацией между стационарными объектами.
  • Использование радиоканала для обмена информацией с поездами (возможно применение систем радиосвязи разных стандартов с поддержкой цифровой передачи данных).

КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Система СИРДП использует принцип подвижных блок-участков для повышения пропускной способности линий. Интервал попутного следования между поездами регулируется исходя из фактической скорости каждого из них и скорости друг относительно друга. В отличие от традиционной системы автоблокировки принцип подвижных блок-участков предусматривает регулирование в расчете на координату хвоста впередиидущего поезда с учетом минимально необходимого защитного участка.

При переходе к такой технологии ключевую роль играет входящая в состав СИРДП система контроля целостности поезда (СКЦП), позволяющая осуществлять непрерывный контроль и передачу информации о целостности тормозной магистрали поезда в процессе его движения и на стоянках.

Для передачи информации о параметрах движения на подвижные единицы используется радиоканал. Система позволяет использовать радиоканалы различных стандартов, поддерживающих цифровую передачу данных. Определение местоположения подвижных единиц осуществляется при помощи бортовых устройств одометрии, входящих в состав бортовой системы безопасности (БСБ).

3453543543 СИРДП

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

  • Система интервального регулирования движения поездов на перегонах.
  • Комплексная многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов.

НОВЫЕ ФУНКЦИИ СИРДП

По сравнению с традиционными системами управления движением поездов на перегонах и станциях СИРДП реализует ряд новых функций:

  • возможность безусловной остановки поезда по команде диспетчера;

  • введение временных ограничений скорости командой диспетчера;

  • контроль выезда за пределы станции в маневровом режиме;

  • автоматическое введение временных ограничений скорости в случае отказа АПС и остановка поезда при включении заградительных светофоров;

  • непрерывный контроль за движением поезда и его фактическим местоположением в режиме реального времени.

УСПЕШНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ «ПРОСТРАНСТВА 1520»

Система СИРДП меняет устоявшийся подход к эффективному управлению движением поездов и позволяет повышать пропускную способность линий только за счет увеличения парка локомотивов, оборудованных БСБ. Впервые в мире она была внедрена в Казахстане и уже несколько лет успешно применяется в этой стране, позволяя осваивать непрерывно растущий грузопоток без новых инвестиций в инфраструктуру.

В 2019 году компания «1520 Сигнал» за 2 года кропотливой и слаженной работы, реализовала масштабный инновационный проект в Монголии — запроектировала, построила и успешно сдала в эксплуатацию 1111 км системы интервального регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала на участке Хойт — Улан-Батор — Замын-Ууд. Впервые в мировой практике система интервального регулирования движения поездов по радиоканалу СИРДП с подвижными блок-участками была внедрена поверх существующих систем релейной централизации.

Данная система построена на принципах подвижных блок-участков, где интервал попутного следования поездов остается неизменным и может сокращаться до 90 секунд, а фактическое расстояние между поездами динамически изменяется в зависимости от скорости движения, на основе расчета кривых торможения бортовыми средствами безопасности с учётом характеристик поездов. Данная комплексная система имеет встроенную диагностику и полностью исключает опасные влияния человеческого фактора на параметры движения поезда. Применение данной системы повысило эффективность работы железнодорожного транспорта за счет значительного увеличения пропускной способности линий, сокращения эксплуатационных расходов и энергопотребления, а также уменьшения износа пути и подвижного состава.

ПРОДУКТЫ В СОСТАВЕ СИРДП