решения

Пресс-центр/СМИ о нас

МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА

МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА

В статье рассмотрен комплекс услуг в области строительства систем железнодорожной автоматики телемеханики и их адаптации для всех видов рельсового транспорта. Приводится перечень разработанных и поставленных на производство систем, их основные преимущества и география внедрения. Приводятся основные направления дальнейшего развития.

А.С. ДМИТРЕНКО, М.Е. БАКИН
ООО «1520 Сигнал», Москва
e-mail: aleksandr.dmitrenko@1520signal.ru, mikhail.bakin@1520signal.ru

Ключевые слова:
Микропроцессорная система централизации МПЦ-ЭЛ, система киберзащищённости КСПК-ЭЛ, релейно-процессорная централизация РПЦ-ЭЛ, диагностика МПЦ, центральное процессорное устройство ЦПУ-ЭЛ, объектные контроллеры ОК-ЭЛ.

Группа компаний 1520 является одним из крупнейших российских производственно-строительных холдингов, главные компетенции которого сосредоточены в сфере проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов железнодорожной инфраструктуры любого уровня сложности.
Дивизион 1520 Сигнал, в составе Группы компаний 1520, предлагает заказчику комплексные услуги «под ключ» на протяжении всего жизненного цикла изделий, охватывающие не только хозяйство автоматики и телемеханики, но и деятельность смежных служб по управлению движением, локомотивным и вагонным хозяйствами, обслуживанию железнодорожного пути, служб электроснабжения и электрификации) по следующим направлениям:

  • проектирование;
  • разработка систем, испытания, сертификация;
  • производство, контрактная сборка, локализация;
  • поставка оборудования;
  • строительно-монтажные работы;
  • капитальный ремонт;
  • модернизация железнодорожного пути;
  • сервисное обслуживание;
  • утилизация.
Специалистами компании в кратчайшие срок разработана и поставлена на производство микропроцессорная централизация (МПЦ) стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ, вобравшая в себя более 1400 инновационных технических решений.
В отличие от применяемых в настоящее время систем МПЦ именно в МПЦ-ЭЛ впервые применена комплексная система повышения киберзащищенности (КСПК-ЭЛ), функциональная схема которой показана на рисунке 1.


Рисунок 1 — Функциональная схема КСПК-ЭЛ

МПЦ-ЭЛ позволяет управлять станциями с любым путевым развитием и предназначена для управления стрелками, светофорами, переездами и прилегающими перегонами. Данная система может адаптироваться для любого вида рельсового транспорта и имеет ряд преимуществ:
− высокий уровень производительности и надежности за счет дублирования жизненно важных узлов, в том числе, центрального процессорного устройства (ЦПУ);
− модульная структура, позволяющая с минимальными затратами проводить реконфигурацию станции при изменении в ее путевом развитии;
− повышение (по сравнению с релейной ЭЦ) информативности для эксплуатационного и технического персонала за счет появления возможности архивации данных при работе системы и расширенной системы диагностики и мониторинга всех компонентов МПЦ-ЭЛ;
− значительно меньшие объем строительно-монтажных работ и площадь занимаемых помещений для размещения оборудования;
− надежная защищенность программного обеспечения (ПО) от несанкционированного доступа;
− низкие затраты на эксплуатационное обслуживание (электронная аппаратура относится к восстанавливаемым изделиям и эксплуатируется до предельного состояния);
− малая энергоемкость.
Основными компонентами МПЦ-ЭЛ являются:
− ЦПУ-ЭЛ на базе процессора российского производства с операционной системой «Эльбрус» (на базе ОС Linux) разработки и производства АО «МЦСТ»;
− отечественные объектные контроллеры (ОК) ОК-ЭЛ и RUVIO;
− автоматизированные рабочие места (АРМ) АРМ-ЭЛ с отечественной операционной системой «Ред ОС Муром»;
− КСПК-ЭЛ;
− устройство электропитания УЭП-У-М.

Основные компоненты МПЦ-ЭЛ показаны на рисунке 2.


Рисунок 2 — Основные компоненты МПЦ-ЭЛ

МПЦ-ЭЛ оснащена значительным арсеналом встроенных средств самодиагностики. Контроль безотказного функционирования аппаратно-программных средств МПЦ-ЭЛ осуществляется каждой из подсистем с выводом необходимой информации на АРМ и в систему мониторинга. Диагностика АРМ позволяет контролировать состояние памяти процессора и жестких дисков системного блока, а также память и процессорное время, потребляемое разными клиентскими программами или сервером системы МПЦ-ЭЛ. Состояние серверов системы и взаимных связей между ними контролируется по основному и резервному каналам передачи данных.
Предусмотрена логическая диагностика состояния АРМ и пользовательских аккаунтов, в которую входят: индикация и тревожные сообщения («алармы») о «залипшей» клавиатуре, неверный попытках регистрации персонала при вводе личной учетной записи, долгой работы без смены дежурства пользователями.
Диагностика комплектов ЦПУ-ЭЛ позволяет контролировать:
− установленный пакет зависимостей на каждой половине ЦПУ;
− объем установленной памяти, расход памяти, емкость и процент текущего использования жесткого диска, температуру и обороты вентиляторов охлаждения.
Ненормальные состояния этих параметров сопровождаются возникновением звуковых и текстовых «алармов». Все эти меры в совокупности позволяют оперативно выявлять возможные предотказные состояния, повышая надежность всей системы в целом.
Обширные средства диагностики предусмотрены для ОК-ЭЛ и линий вычислительной связи, а также источников бесперебойного питания (ИБП). Мониторинг источников питания также осуществляется в режиме «онлайн». Отказ и предотказное состояние ИБП отслеживаются системой с выводом на АРМ соответствующих «алармов». Обслуживающий персонал в любое время имеет возможность контроля таких параметров работы ИБП, как: заряд батареи, температуру, нагрузку, напряжение на входах/выходах ИБП, результаты последнего самотестирования и проч. (общий перечень контролируемых параметров может быть изменен по согласованию с заказчиком). Внешний вид окна диагностики ИБП показан на рисунке 3.


Рисунок 3 — Внешний вид окна диагностики ИБП

ПО МПЦ-ЭЛ соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 003/2011 и по уровню полноты безопасности SIL4 соответствует международным стандартам IEC 61508, EN 50126, EN 50128, EN 50129.
МПЦ-ЭЛ является гибким продуктом, способным к адаптации для любого вида рельсового транспорта. В рамках интеграции продукта для Московского метрополитена на станции «Тропарёво» была установлена МПЦ-ЭЛ с ЦПУ-ЭЛ на базе отечественного процессора и ОК-ЭЛ отечественного производства. Применены микропроцессорные рельсовые цепи ЦМ КРЦ-М с кодированием АЛС-АРС. Система обеспечивает 100 % резервирование АРМ ДСЦП, ЦПУ, ОК и коммуникационного оборудования МПЦ-ЭЛ, при этом переключение на резервный комплект оборудования осуществляется автоматически.
Видеокадр окна дежурного по станции «Тропарёво» показан на рисунке 4.


Рисунок 4 — Видеокадр системы МПЦ-ЭЛ дежурного по станции «Тропарёво»

В рамках реализации пилотных проектов Московского метрополитена МПЦ-ЭЛ доказала возможность работы в жестких условиях при минимальном интервале попутного следования поездов с учетом обеспечения условий безопасности движения и в дальнейшем будет внедряться при реконструкции станций Кольцевой линии Московского метрополитена при следующих исходных данных:
− общая протяженность, км — 19,4;
− пассажиропоток, тыс. чел./сут. — 540;
− общее количество станций — 12;
− количество станций с путевым развитием — 6;
− количество стрелок — 23;
− количество рельсовых цепей — 295;
− количество светофоров — 209.
На основе системы МПЦ-ЭЛ разработана и поставлена на производство релейно-процессорная централизация РПЦ-ЭЛ.
В августе 2018 года система успешно введена в действие в электродепо «Солнцево» Московского метрополитена (38 стрелок), а в мае 2019 года — в электродепо «Руднево» (72 стрелки). Видеокадр системы РПЦ-ЭЛ показан на рисунке 5.


Рисунок 5 — Видеокадр системы РПЦ-ЭЛ дежурного по электродепо «Солнцево»

Являясь комплексным разработчиком и поставщиком инновационных решений в области управления движением, Дивизион 1520 Сигнал предоставляет унифицированные системные решения для всех видов рельсового транспорта, будь то магистральные железнодорожные линии (включая высокоскоростное движение) или же промышленный, городской наземный транспорт, включая метрополитены и морские порты.
Сопровождение систем обеспечения безопасности движения поездов осуществляется в течение всего срока эксплуатации. Действует служба круглосуточной технической поддержки и сеть из 14-ти региональных сервисных центров в городах Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Монголии.
С целью развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики и созданию отечественной научно-производственной базы по разработке и эксплуатации комплексов и устройств для железнодорожного транспорта, консолидации научно-исследовательских и инженерно-технических компетенций в 2018 году начат процесс реализации плана создания Объединенного инженерного центра 1520, на базе которого будет выстроено сопровождение полного жизненного цикла разработанных систем, включающее в себя этапы выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подтверждения соответствия продукции установленным требования стандартов и нормативно-технической документации, проектирования, производства, поставки и сопровождения систем, включая постовое и напольное оборудование.